Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ
25, С. 649-653 опубликовано: 23 декабря 2015г.


ИОСИФ

(Петровых Иван Семенович; 15.12.1872, г. Устюжна Новгородской губ.- 20.11.1937, близ г. Чимкента, Казахстан), митр. бывш. Одесский, руководитель иосифлянства. Из семьи мещан (сын небогатого кондитера). После учебы в Устюженском ДУ поступил в 1889 г. в Новгородскую ДС, к-рую окончил в 1895 г. по 1-му разряду и был направлен за казенный счет в МДА. Завершил обучение в академии в 1899 г. 1-м по списку магистрантом - кандидатом богословия с правом защиты магист. диссертации без дополнительного испытания. Был оставлен при МДА на год профессорским стипендиатом. 9 сент. 1900 г. утвержден исполняющим должность доцента кафедры библейской истории. 26 авг. 1901 г. пострижен в монашество с именем Иосиф в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры ректором МДА Волоколамским еп. Арсением (Стадницким; впосл. митрополит). 30 сент. того же года рукоположен во диакона, 14 окт.- во иерея. 19 июля 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за соч. «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: (Опыт критического разбора и обработка)», получил звание доцента. 9 дек. того же года назначен экстраординарным профессором и инспектором МДА. 18 янв. 1904 г. возведен в сан архимандрита.

Во время 1-й рус. революции у И. возник конфликт со студентами и с преподавателями МДА, из-за чего он испытал сильные душевные переживания. В янв. 1906 г. И. испросил в академии месячный отпуск, представив медицинское свидетельство, что нуждается в «полном отдыхе для восстановления сильно утомленной в последнее время нервной системы», а 2 февр. того же года Холмский еп. Евлогий (Георгиевский; впосл. митрополит) представил рапорт о назначении И., «согласно выраженному желанию», настоятелем Яблочинского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря. Назначение И. объяснялось необходимостью организации в Холмской епархии православно-миссионерской работы для противодействия усилившейся там католич. пропаганде. Назначение было утверждено Синодом 30 июня 1906 г. В 1907 г. И. был переведен в должности настоятеля в Юрьев новгородский мужской монастырь. Выступал с брошюрами и статьями преимущественно о начальном народном образовании; сотрудничал с Православной Богословской энциклопедией. Известность И. принесла многотомная кн. «В объятиях Отчих. Дневник инока» (под псевд. А. I. в 1905-1914 вышло 11 вып.). Книга духовных размышлений И. вызвала большой интерес, отрывки из нее помещались во мн. журналах.

Иосиф (Петровых), еп. Угличский. Фотография. 1909 г. (РГИА)
Иосиф (Петровых), еп. Угличский. Фотография. 1909 г. (РГИА)

Иосиф (Петровых), еп. Угличский. Фотография. 1909 г. (РГИА)

15 марта 1909 г. хиротонисан во епископа Угличского. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский). Являясь викарием Ярославской епархии, И. пребывал в Спасо-Иаковлевском Димитриевском муж. мон-ре в Ростове, благоустраивал обитель. В 1911 г. совершил поездку на Афон для изучения древних церковных распевов.

Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 1 дек. 1917 г. в связи с перемещением Рижского архиеп. Иоанна (Смирнова) на Рязанскую кафедру И. был назначен временно управляющим Рижской епархией. Из-за оккупации нем. войсками Риги епархиальное управление размещалось в г. Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). 30 янв. (12 февр.) 1918 г. освобожден от временного управления Рижской епархией в связи с назначением временным управляющим епархией Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша). 7 июля 1919 г. И. был арестован Ярославской губ. ЧК «за попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде путем созыва верующих колокольным звоном». Содержался в Москве во внутренней тюрьме ВЧК, но в авг. того же года освобожден без вынесения приговора. 22 янв. 1920 г. стал архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. После вскрытия 26 апр. того же года мощей Ростовских чудотворцев в Успенском соборе, Спасо-Иаковлевском Димитриевском и Авраамиевом мон-рях И. в знак протеста организовал и возглавил крестный ход. 8 июля был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в г. Ярославле. В Ростове собирались подписи под коллективными обращениями верующих за освобождение И. 26 июля 1920 г. постановлением Президиума ВЧК И. был приговорен к 2 годам заключения, но вскоре освобожден по кассации приговора (осужден на год условно с предупреждением о запрете агитации).

Вновь арестован в мае 1922 г. за противодействие изъятию церковных ценностей. 19 июля того же года на судебном процессе в Ростове приговорен Ярославским губернским революционным трибуналом к 4 годам лишения свободы. По предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина от 5 янв. 1923 г. освобожден досрочно. После освобождения пребывал в угличском Алексеевском монастыре. В связи с арестом Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) И. временно управлял епархией (до освобождения митр. Агафангела в апр. 1926). Категорически отвергая всякий диалог с обновленцами, внес решающий вклад в преодоление в Ярославской епархии обновленческого раскола. В письме начальника Ярославского губотдела ГПУ от 8 авг. 1923 г. говорилось: «Обновленческая группировка в настоящее время почти совершенно прекратила свою деятельность под натиском тихоновской группировки. ...Во главе тихоновской группировки стоит епископ Ростовский Иосиф. Данное лицо по Ярославской губернии в настоящее время весьма авторитетно не только среди духовенства и верующих, но и среди советских работников низового аппарата, и в особенности Ростовского уезда».

В мае 1924 г. Патриархом свт. Тихоном И. был назначен членом Временного Патриаршего Свящ. Синода и до 1926 г. управлял Новгородской и Старорусской епархией, периодически служил в новгородском Софийском соборе, ленинградском кафедральном храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). Большое количество верующих собирали его архиерейские богослужения в ростовском Рождество-Богородицком соборе. После кончины свт. Тихона И. участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г., утвердившем Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского). В завещательном распоряжении от 6 дек. 1925 г. митр. Петр указал И. третьим кандидатом на место Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, после митрополитов Нижегородского Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Киевского Михаила (Ермакова). И. поддержал вступившего после ареста митр. Петра в права Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия, когда освобожденный из-под ареста Ярославский митр. Агафангел (Преображенский), названный по завещанию Патриарха Тихона 2-м после митр. Петра кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, выпустил 18 апр. 1926 г. послание о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя. 26 авг. того же года И. был назначен митрополитом Ленинградским, о чем ему, в то время пребывавшему в Новгороде, сообщил приехавший туда Тихвинский архиеп. Алексий (Симанский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I). Принял назначение «из послушания», но возражал против титулования «Ленинградский», называл себя «Петроградский». В Ленинграде с радостью восприняли назначение известного борца за веру, человека аскетической жизни и ученого архиерея на кафедру, вдовствующую с 1922 г., после казни Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского).

И. прибыл в Ленинград 11 сент. 1926 г., в канун праздника перенесения в город мощей св. блгв. кн. Александра Невского. На всенощной в переполненном верующими Троицком соборе Александро-Невской лавры присутствовало 150 священнослужителей и 8 архиереев. И. был тепло встречен паствой и клиром как достойный преемник митр. сщмч. Вениамина. Однако религ. подъем, связанный с назначением И., и его большая популярность в Ленинграде вызвали обеспокоенность ОГПУ. Вечером 13 сент. И. выехал из Ленинграда в Новгород, а оттуда был вызван в Москву, где состоялась его беседа с курирующим церковные дела в ОГПУ Е. А. Тучковым. Власти приняли решение не допустить возвращения И. на новую кафедру, и он был выслан в Ростов, покидать город ему было запрещено. После ареста в нояб. того же года митр. Сергия (Страгородского) И. в соответствии с завещательным распоряжением митр. Петра (Полянского) вступил в права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и, предчувствуя скорый арест, составил 8 дек. 1926 г. распоряжение о переходе преемства высшей церковной власти, назвав 3 преемников на случай невозможности исполнения им своих полномочий: архиепископов Свердловского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского Серафима (Самойловича). 16 дек. И. был вызван ОГПУ в Москву и 29 дек. доставлен к месту ссылки в официально закрытый Моденский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (в 35 км от Устюжны).

Вернувшийся 30 марта 1927 г. к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) 29 июля того же года совместно с созванным им Временным Свящ. Синодом издал «Декларацию» о лояльности к советской власти. В сер. авг. викарий Ленинградской епархии Гдовский еп. Димитрий (Любимов) и группа клириков Ленинграда обратились к И. с посланием, в к-ром они выразили свое несогласие с курсом церковной политики митр. Сергия. Подобное обращение нашло отклик у И. В сент. он с согласия властей переехал из Моденского монастыря в Ростов, где по-прежнему служил в Спасо-Иаковлевском Димитриевском мон-ре. На просьбу И. к Тучкову позволить ему выехать в Ленинград ответа не последовало.

13 сент. 1927 г., вероятно по настоянию ОГПУ, на заседании Синода под председательством митр. Сергия «по соображениям большей пользы церковной» решено было перевести И. на Одесскую кафедру (принятый позднее офиц. указ датирован 17 сент.). И. был вызван в Москву, где ему было сообщено о новом назначении. Узнав, по его словам, что «перемещение вызвано интригами отдельных лиц», И. заявил о его незаконности, ссылаясь на определение Поместного Собора 1917-1918 гг. «О епархиальном управлении», и потребовал, чтобы его дело было передано на суд епископов. Вернувшись в Ростов, И. составил 28 сент. письмо на имя митр. Сергия, в к-ром вновь назвал решение о своем переводе «незаконным и ни в какой степени не приемлемым», указав его причиной «злую интригу кучки людей, не желавшей, чтобы он пребывал в Ленинграде». В письме И. обвинил митр. Сергия в «плачевно-рабском послушании, совершенно чуждом церковному началу» и вновь отказался подчиниться указу Заместителя Местоблюстителя как неканоничному, «принятому под влиянием посторонних факторов и по этой причине пагубно сказывающемуся на церковной организации».

Позднее И. сообщил о своем отказе подчиниться решению о переводе на Одесскую кафедру посетившему его в Ростове еп. Димитрию (Любимову), к-рый привез в Ленинград это известие. 3 окт. временно управлявший Ленинградской епархией Петергофский еп. Николай (Ярушевич; впосл. митрополит) доложил Синоду о недовольстве в городе в связи с перемещением И. из Ленинграда. 12 окт. Синод утвердил решение о переводе И. на Одесскую кафедру. Викариям Ленинградской епархии предписывалось прекратить возношение за богослужением имени И. и подчиниться еп. Николаю. 22 окт. текст выписки из указа Синода о новом назначении был получен И. в Ростове. 25 окт. о переводе И. в Одессу было официально объявлено в храмах Ленинградской епархии. 30 окт. И. отправил в Синод новое послание с отказом оставить Ленинградскую кафедру, заявив, что «не желает оказывать послушание церковной власти», находящейся, по его словам, в «рабском состоянии».

По имеющимся архивным сведениям, во время переговоров, которые вела 12-14 дек. в Москве с митр. Сергием делегация ленинградского духовенства и мирян, И. встречался с еп. Димитрием (Любимовым) и ознакомился с требованиями делегации по изменению церковной политики, к-рые одобрил. 26 дек. того же года, после безуспешных переговоров с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя ленинградских сторонников И., викарные епископы Гдовский Димитрий (Любимов) и Копорский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митр. Сергия и прекращения с ним канонически-молитвенного общения. Это решение получило предварительное одобрение И. Во 2-й пол. дек. он писал еп. Димитрию: «Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, помочь вам более существенно лишен возможности». После запрещения Синодом епископов Димитрия и Сергия в священнослужении И. в письме от 7 янв. 1928 г. вновь одобрил отход своих викариев от митр. Сергия и призвал их игнорировать распоряжения высшей церковной власти.

2 февр. в Ростов прибыли с увещеванием от Синода архиепископы Вологодский Сильвестр (Братановский) и Самарский Анатолий (Грисюк), однако И. не признал своей виновности в церковных нестроениях и вскоре вместе с викарным Ростовским еп. Евгением (Кобрановым) подписал составленный Ярославским митр. Агафангелом (Преображенским) и его викариями акт отхода от митр. Сергия. До широкого распространения обращения митр. Агафангела И. был вызван в Ярославль и допрошен в местном отделе ОГПУ вместе с митр. Агафангелом прибывшим из Москвы Тучковым, к-рый заверил митр. Агафангела, что гос. власти не будут рассматривать его выступление против курса митр. Сергия как политическое и не станут вмешиваться в церковные дела. В это же время И. объявил о согласии возглавить отделившуюся от митр. Сергия часть ленинградской паствы и всех других, последовавших их примеру. В послании ленинградской пастве от 8 февр. И. поручил временное управление епархией еп. Димитрию (Любимову) и призвал возносить за богослужением и свое имя как правящего архиерея вслед за именем Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра. В кон. февр. И. был вновь задержан, доставлен в Москву, после чего выслан в Моденский мон-рь.

29 марта 1928 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Временный Синод РПЦ выступили с опровержением доводов И. о незаконности произведенных митр. Сергием перемещений ряда архиереев на др. кафедры. Митр. Сергий и Синод объясняли эти перемещения пользой для Церкви, поскольку перемещенные архиереи не имели возможности управлять своими кафедрами, но могли быть призваны к церковной работе в иных местах. По поводу заявлений И. о неканоничности его назначения на Одесскую кафедру митр. Сергий и Синод указывали, что оно не отличается от предшествовавшего назначения И. на Ленинградскую кафедру, против к-рого тот не возражал. 11 апр. постановлением Заместителя Местоблюстителя и Синода И. вместе с др. архиереями, вышедшими из подчинения митр. Сергия, был уволен на покой с преданием каноническому суду архиепископов и запрещением в священнослужении. В вину И. было поставлено то, что он не подчинился данному высшей церковной властью назначению на Одесскую кафедру, а его отказ от назначения способствовал смуте и расколу в Ленинградской епархии. Другим пунктом обвинения стали открытые заявления И. об отходе от митр. Сергия и призывы к объединению всех архиереев, отделяющихся от Заместителя Местоблюстителя.

Иосиф (Петровых), митр. Ленинградский. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в.
Иосиф (Петровых), митр. Ленинградский. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в.

Иосиф (Петровых), митр. Ленинградский. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в.

В сер. апр. 1928 г. И. обращался к Тучкову с письменной просьбой снять с него обвинения и допустить в Ленинград, но его положение не изменилось. Надзор за И. в Моденском мон-ре не был строгим и не очень ограничивал жизнь архиерея и братии. И. жил в келье со спаленкой, окна к-рой выходили во двор на храм, принимал приезжавших и паломников, духовных детей, родственников, многочисленных посетителей. Ему позволяли служить по великим праздникам в к.-л. из 3 церквей обители. Оставаясь в ссылке, И. не мог руководить возглавляемым им иосифлянским течением в Русской Церкви. Тем не менее к нему постоянно ездили курьеры, привозившие известия о событиях, указы на подпись, материальную помощь, он передавал через них практические указания, письма, разъяснения и архипастырские советы. Лично обращавшихся к нему И. обычно направлял к назначенному им временным управляющим еп. Димитрию (Любимову; 7 янв. 1929 возведен И. в сан архиепископа) с просьбами решить их вопросы. Еп. Димитрий в свою очередь поддерживал постоянную связь с И., информировал его о событиях. По словам И., его заместителю «предоставлена была полная свобода управления до того, что он позволял себе действовать даже вопреки моим ожиданиям и определенно выраженным желаниям и советам. Я не претендовал в таких случаях, оправдывая такие поступки епископа Димитрия тем, что на месте ему виднее большая или меньшая целесообразность такого или иного решения. Во многих случаях, когда он спрашивал моего совета, я так и отвечал ему, предлагая на месте обсуждать дело с более опытными лицами из духовенства, если он не надеется на свой опыт и рассуждение».

И. призывал еп. Димитрия к осторожности с вовлечением в движение новых людей, чтобы избежать провокаций. И. также выступал за регистрацию иосифлянских приходов в органах гос. власти, призывал выполнять их распоряжения в отношении церковных дел (налогов, патентов на производство свечей и т. п.), если они не затрагивают основ веры. В письмах к еп. Димитрию И. особо настаивал на том, что нельзя ни в коем случае прекращать поминовения за богослужениями Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, даже если в этом случае будут угрожать репрессиями. После ареста еп. Димитрия (Любимова) 29 нояб. 1929 г. И. назначил временно управляющим иосифлянскими приходами еп. Сергия (Дружинина), однако вскоре, получив жалобы на еп. Сергия от ряда священников, ограничил его права в управлении. При обращении к нему духовенства многие вопросы И. стал решать самостоятельно.

12 сент. 1930 г. И. был арестован. Содержался сначала в тюрьме в Ленинграде, где подвергался усиленным допросам, а в дек. 1930 г. переведен в Московскую внутреннюю тюрьму ОГПУ. Проходил по следственному делу «Всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «Истинно-православная церковь»» вместе с иосифлянскими епископами Димитрием (Любимовым), Алексием (Буем), мч. Михаилом Новосёловым, прот. Анатолием Жураковским, проф. А. Ф. Лосевым и др. Обвинялся в том, что возглавлял «церковно-административный центр» организации. На следствии не скрывал своего негативного отношения к церковной политике митр. Сергия, но категорически отрицал обвинения в контрреволюционности и антисоветской деятельности, заявляя: «Ведь критика слов и дел митрополита Сергия вовсе не есть критика или выпад против Власти».

В то же время старался подчеркнуть отличие своего отношения к советской власти от позиции в этом вопросе митр. Сергия. Обыгрывая наиболее известную фразу из «Декларации» 1927 г. («Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи»), И. говорил: «Радости Советской власти не могут быть нашими общими радостями. Советская власть получает удовлетворение закрытием той или иной церкви, мы можем только иметь скорбь и не можем радоваться». На следствии фигурировали и более острые высказывания И. по адресу антирелиг. политики властей: «Вам нужно уничтожение Христа, мне Его процветание... По-вашему, мы мракобесы, по-нашему, Вы - настоящие сыны тьмы и лжи... Вам доставляет удовольствие издеваться над религией и верующими, таскать по тюрьмам и гонять по ссылкам ее служителей. Нам кажется величайшей дикостью, позором из позоров XX века ваши насилия над свободой совести и религиозными убеждениями человечества».

На последнем допросе И. выразил готовность быть лояльным гражданином: «Никакой контрреволюции в своей среде я никогда не терпел и не стерплю и ничего противо-Советского и противореволюционного моим именем или авторитетом не позволю». В то же время он категорически отверг возможность к.-л. сотрудничества с властями в церковных делах: «Совестью своей торговать не намерен, и всякую попытку использовать свои силы вопреки декрету о невмешательстве в дела чисто церковные и духовные - встречу отпором, ничуть не боясь погрешить этим против Власти Гражданской, если только она верна своим же собственным декретам и духу своих постановлений о свободе веры и совести каждого». И. заявил о готовности пострадать ради веры за свои убеждения: «Я иду только за Христом, по разумению своего какого ни на есть разума, и этого с меня довольно. Итак, мое последнее слово: мне дорога свобода, но, если она послужила бы только во вред мне или кому другому, ничего не имею и против неволи».

3 сент. 1931 г. И. был приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам концлагеря, приговор был заменен высылкой в Казахстан на тот же срок. С осени 1931 г. жил в г. Аулие-Ата (в 1936-1938 Мирзоян, ныне Тараз), по нек-рым данным, недолго работал бухгалтером на меднодобывающем комбинате. Проживал в небольшом казах. глинобитном доме на окраине города, где занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: в ней стояли грубо сколоченный стол, топчан, на котором спал митрополит, и пара стульев. В доме был устроен небольшой алтарь, И. ежедневно служил литургию. Хозяйство митрополита вела мон. Мария (Коронатова), бывш. учительница в Устюжне, последовавшая за ним в ссылку. И. поддерживал отношения со своими сторонниками, принимал посланцев из разных областей страны. По нек-рым данным, совершал тайные службы в нелегальных общинах иосифлян в соседних населенных пунктах. Вел переписку с отбывавшим ссылку в Казахстане митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) и еп. Евгением (Кобрановым). По истечении в 1935 г. срока ссылки оставался на прежнем месте жительства. 24 июня (по др. данным, 23 сент.) 1937 г. арестован Мирзояновским районным отделом НКВД и помещен в тюрьму г. Чимкента. Проходил по одному делу с митр. Кириллом и еп. Евгением, обвинялся в руководстве «контрреволюционной повстанческой организацией церковников». 19 нояб. Особой тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Казнен вместе с митр. Кириллом и еп. Евгением в т. н. Лисьей балке под Чимкентом. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г.

Соч.: Самуил и Саул в их взаимных отношениях: Пробная лекция по каф. Библ. истории, чит. в собр. Совета МДА 4 сент. 1900. Серг. П., 1900; [И. И.] Матерь Божия - Благодатная Матерь народа русского. Серг. П., 1902; История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: (Опыт крит. разбора и обработка). Серг. П., 1903; От крупиц Евангельских: Беседы инока. Серг. П., 1904; Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. Х., 1905; Маленькие монахи. Серг. П., 1906; Иоанн, сын Маттафии // ПБЭ. Т. 6. С. 791-794; Иоанн Гиркан // Там же. С. 794-800; Иоанн Гискальский // Там же. С. 899-909; Иисус, сын Иоседеков // Там же. С. 602-606; Иотапа // Там же. Т. 7. С. 498-502; Иуда Маккавей // Там же. С. 508-516; Иуда Галилейский // Там же. С. 516-517; Иудеи // Там же. С. 546-554; В объятиях Отчих: Дневник инока. Серг. П., 1905-19143. 11 вып.; Речь при наречении во епископа Угличского // ПрибЦВед. 1909. № 13/14. С. 601; Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Серг. П., 1911, 1914; Свт. Димитрий - обличитель клеветы и защитник невинных. Р.-н/Д., [1912]; Сказание о новопрославленной иконе Божией Матери «Умиление», находящейся в Благовещенской церкви г. Ростова, Ярославской губ. Каз., 1914; Памяти Александры Феодоровны Мальгиной. Слово перед отпеванием А. Ф. Мальгиной. Ростов, 1915.
Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2977, 5084; ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 10. Д. 290; ЦА ФСБ. Д. 1000256; Архив УФСБ РФ по СПб. и Ленинградской обл. Д. П-78806, П-83017; Архив ДКНБ Казахстана по Чимкентской обл. Ф. 1. Д. 02455.
Лит.: Иосиф (Петровых), архим. // ПБЭ. Т. 7. С. 481-484; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. П., 1933. С. 124-126; он же. Соборность Церкви: Божие и кесарево. П., 1938. С. 196-207; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 20-30; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. 1993. С. 122-236; Польский. 1993р. Кн. 2. С. 1-11; Акты свт. Тихона. 1994. С. 319, 402, 403, 406, 408, 415, 416, 422, 436, 438, 489, 491, 516, 518-520, 523, 524, 538, 539, 541, 551, 552, 561-564, 566, 570, 572-579, 584, 585, 588-590, 595, 596, 599-602, 604-607, 609, 612, 613, 618-620, 623, 636, 638, 643, 644, 658-660, 662, 665, 670-674, 696-699, 780, 784-787, 795, 805, 809, 815, 816, 818, 819, 826, 827, 831, 852, 855, 858, 861, 865, 867; Антонов В. Сщмч. митр. Иосиф в Петрограде // Возвращение. СПб., 1993. № 4. С. 46-52; Хрусталев М. Ю., Гусев О. А. Митр. Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников Российских // Устюжна: Лит. альманах. Вып. 2. Вологда, 1993. С. 147-152; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927-1943) // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 446-463; он же. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; он же. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. М., 1994. С. 46-47; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. М., 19962. С. 134-139, 587-590; За Христа пострадавшие. 1997. Кн. 1. С. 520-523; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…». М., 1998; Артемов Н. Новосвященномученик Иосиф Петроградский // Вестн. Германской епархии РПЦЗ. 1999. № 2. С. 7-11; Сахаров М. С. Жизнь и деятельность митр. Иосифа (Петровых): Биогр. очерк. СПб., 2001; «Я иду только за Христом...»: Митр. Иосиф (Петровых), 1929-1930 / Публ., вступ., примеч.: А. Мазырин // БСб. 2002. Вып. 9. С. 376-424; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей // Там же. 2005. Вып. 13. С. 313, 330-335; Сщмч. Иосиф, митр. Петроградский: Жизнеописание и труды / Сост.: М. С. Сахаров, Л. Е. Сикорская. СПб., 2006.
М. В. Шкаровский
Ключевые слова:
Иосифлянство Иосиф (Петровых Иван Семенович; 1872-1937), митрополит бывший Одесский, руководитель иосифлянства
См.также:
АЛЕКСИЙ (Буй Семен Васильевич; 1892-1937), еп. Козловский, вик. Воронежской епархии
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
БУЕВЦЫ последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне
БЫСТРЕЕВСКИЙ Константин Андреевич (1889 - 1979), прот.